BattleDuckling (battleduckling) wrote,
BattleDuckling
battleduckling

Categories:

3. Песочница и парк с аттракционами

Заметил что многие люди, даже игравшие в ММОРПГ, не совсем верно представляют себе до какой степени разные игры этого жанра отличаются друг от друга. Сейчас сложилось четкое разделение ММОРПГ на две разновидности, в которых применяются противоположные подходы к построению виртуального мира. В англоязычной среде уже сложились устоявшиеся термины: “sandbox” и “theme park”, т.е. “песочница” и “парк с аттракционами”.


Песочница это симулятор реального мира, предоставляющий максимальную свободу игрокам. Разработчики игры создают только сеттинг и дают игрокам набор базовых интсрументов. При этом в игре, как и в реальности, есть разные ресурсы (замки, звездные системы, территории - зависит от сеттинга) за которые возникает конкуренция (как правило в таких играх можно свободно убивать других игроков), таким образом сам собой возникает вполне реалистичный сюжет игры: войны между игровыми кланами, политика, дипломатия, шпионаж, пропаганда, и т.д. При этом в игре, конечно, могут быть какие-то квесты встроенные самим разработчиками, но они, как правило, носят второстепенный характер. Для игр такого типа характерны большие объединения игроков, т.к. в игре нет никакого естественного ограничителя. Чем больше число игроков в клане, тем выгоднее.


Примером песочницы среди популярных на сегодняшний день игр является EVE online. В ИВ значительная часть территории принадлежит альянсам игроков, есть своя политическая карта, которая постоянно меняется (кстати в ИВ все игроки находятся на одном сервере - поэтому карта только одна, и все ключевые события в мире становятся известны всем игрокам). Вот короткий ролик, в котором показано изменение политической карты за сентябрь 2013г (незакрашенные области, в основном в центре карты это зоны, принадлежащие НПЦ, которые не могут быть захвачены, за оставшийся “бублик” постоянно ведутся войны):




За каждым изменением границ в этом ролике стоят десятки событий: войны, переговоры, интриги. Все эти события созданы самими игроками, освещаются в СМИ созданных игроками, и т.д. И это только за один месяц.


Совсем другое дело темпарк. Там игроки находятся в жестких рамках, установленных разработчиками. Игроки делятся на искусственно созданные фракции, убивать можно только людей из противоположной фракции. Большая часть игры происходит в отдельных зонах (“инстансах”), куда попадает небольшая группа людей, и нет доступа остальным. Это приводит к тому что игроки по настоящему не заинтересованы увеличивать численность кланов, начиная с определенного момента. Например, если самые крупные инстанс-зоны в игре расчитаны на 20 человек, то 21-й становится лишним. ПВП в темпарках проходит в искусственно выравненных условиях, с равной численностью игроков в каждой команде. То есть это уже не война, а спорт. Как следствие, в таких играх нет политики и дипломатии, даже экономика часто играет второстепенную роль (т.к. топовые предметы часто нельзя купить, можно только получить за какие-то достижения).


Типичным примером “парка аттракционов” является самая массовая на сегодняшний момент ММОРПГ World of Warcraft. (Я не считаю еще более массовую World of Tanks ММО игрой, т.к. там вообще нет единого игрового мира, есть множество мини-миров с боями 15 на 15.) Суть этой игры заключается в “освоении” контента созданного разработчиками: прохождении квестов, подземелий, рейдов, получении достижений. После того как весь контент пройден играть становится неинтересно. Но Близзард регулярно выпускает обновления игры с новым контентом. Добавляются новые квесты, новые подземелья и рейды. Старые при этом теряют актуальность и становятся неинтересными, т.к. по сути новое обновление это новая игра. Благодаря постоянному созданию нового контента процесс “освоения” может длиться бесконечно. Конечно, при таком подходе разработчикам требуется постоянно вкладывать в игру огромное количество усилий, т.к. каждое обновление требует создания огромного количества мелких деталей. Например каждый босс в рейде требует своей тактики, часто краткое изложение тактики прохождения босса занимает несколько страниц текста со схемами и рисунка. То есть рейд это по сути мультиплеер аркада для десяти человек. Игра в ВОВ на высоком уровне требует высокого технического мастерства и высокой слаженности действий. Но при этом полностью отсутствует стратегическая глубина, как в однопользовательских РПГ. Кстати, как это ни странно, более "хардкорная" EVE в этом смысле очень демократична: исход сражений там решается в первую очередь численностью, и во-вторую планированием на уровне верхушки командования, а индивидуальное мастерство пилотов имеет второстепенную роль. Поэтому даже неопытный игрок не является балластом, а приносит своему альянсу реальную пользу.

Очевидно, сэндобксы более продвинутая разновидность игр. Первая ММООРПГ Ultima Online была типичным сэндбоксом. Тем не менее, в данный момент доминируют themepark-и. Так у EVE - 0.5 млн подписчиков, WoW - 8 млн, WoT - 50 млн (WoT строго говоря вообще не ММОРПГ, даже не themepark). Причем EVE это чуть ли единственный чистый сэндобкс сегодня, если рассматривать более или менее массовые игры. Другие популярные ММО скорее клоны ВОВа (GW2, FF14, SWTOR). Отчасти ситуация повторяет то что произошло в блогосфере: сначала появился ЖЖ, затем более массовые и примитивные фейсбук, твиттер и ВК.


Тем не менее я считаю что такие игры как EVE имеют будущее. Почему это так, постараюсь показать в следующих постах.


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments